Большинство инструкций к фотоаппаратам пишутся в расчёте на новичка, горящего желанием поскорее начать фотосъёмку. На самых первых страницах руководства начинающий фотограф знакомится с автоматическими режимами съемки. На колесе выбора рядом с «авто» находятся иконки с обозначениями спец-режимов – портрет, пейзаж, спорт, ночная съёмка и т.п. Как правило, играясь именно с такими режимами, начинающий фотограф увлечённо проводит несколько первых недель.

Однако со временем владелец фотокамеры начинает отмечать некоторое качественное отличие между своими снимками и фотоработами профессионалов. Многие в этот момент принимают решение двигаться вперед, исследуя возможностей своей фотокамеры, и открывают для себя мир творческих экспериментов. Эта статья посвящена изложению некоторых принципов съёмки, позволяющих получать предсказуемые фотоснимки.

Ночная съёмка

Как правило, ночная съемка ведётся на длинных выдержках. Поэтому базовое условие качественной ночной съёмки, о какой бы фотокамере речь не шла – наличие штатива.

Как мы знаем, чем выше установлена светочувствительность (ISO), тем хуже качество снимка (тем больше шума на фотографии). Но поскольку у нас есть штатив, мы смело можем ставить ISO на 100 – 200 единиц и делать выдержку длиннее. Время экспозиции может вырасти до нескольких десятков секунд, а то и минут. Поэтому особую важность приобретает надёжная опора, придающая стабильность фотоаппарату на протяжении всего интервала экспозиции. Иными словами – выбирайте штатив потяжелее или карбоновый. Кстати хочу отметить, что вопреки распространенному мнению прелесть карбоновых штативов не в том, что они легкие и престижные (дорогие), а в том, что карбон гасит вибрацию. Но если во время экспонирования неожиданно в двух метра от вас прошел трамвай, снимок не спасет даже карбоновый штатив.

Как правило ночная съемка слишком сложна для автоматики камеры. Камера до последнего «не верит» в то, что фотограф действительно собирается выполнить съёмку шпиля какой-нибудь башни в слабой подсветке городских огней в половине двенадцатого ночи с низкой светочувствительностью, узкой диафрагмой и выдержкой 40 минут для получения траектории движения звёзд на небе. Поэтому я рекомендую переключить камеру в ручной режим, и самостоятельно установить экспо-параметры.

Когда вы нажимаете кнопку спуска,  камере передаются микродвижения от давления вашего пальца на кнопку спуска. Чтобы этого не происходило – рекомендую использовать тросик или режим задержки спуска. Кроме того, если у вас зеркальная камера – «хлопающее» зеркало тоже может оставить свой след в кадре в виде еле-заметной шевеленки. Избежать этой неприятности поможет режим предподнятия зеркала. Как он включается? В разных камерах по-разному – загляните в инструкцию.

Съёмка автомобилей.

Автофотосъёмка – интересный жанр в фотографии. Так же, как и для ночной съёмки, в фотографировании автомобилей есть одно непременное условие – машина должна быть вымыта до блеска! За исключением тех случаев, когда фотографируются внедорожники в «боевых» условиях. Пыль и пятна на корпусе городского автомобиля будут решительно портить кадр. Кроме того, тщательно вымытый автомобиль порождает многочисленные блики и отражения, которые можно очень удачно использовать.

Существует несколько интересных точек вокруг неподвижного автомобиля, съёмка с которых позволяет получить интересные кадры. Используя широкоугольный объектив, попробуйте фотографировать с малого расстояния по углам корпуса машины, спереди и сзади, с уровня фар. Выбирая среднее фокусное расстояние, автомобиль часто снимают под углом 45 градусов к продольно-поперечным линиям автомобиля. Попробуйте вывернуть колёса и специально немного «завалить горизонт». Используя длинное фокусное расстояние, автомобили снимают с прямо-стоящими колёсами, расположившись чётко посредине спереди или сзади, подчёркивая симметрию корпуса.

11.01.13
текст: Юрий Деревянко.
фото: Константин Маслак.

P.S. Первое правило инженера: Если у вас ничего не получается – прочтите, наконец, инструкцию.

P.S. Задумались о творчестве с вашим фотоаппаратом? Приходите к нам в фотошколу. Хорошие фотографии проще делать, ели вы понимаете физические процессы, связанные с настройками вашей камеры. Учится у нас легко, весело и интересно.