Я часто слышу: “Вроде всё правильно делаю, а фотографии не получаются, какие-то не такие. Почему?”

Наблюдая за собой и за нашими студентами на практических занятиях я пришел к некоторым выводам, которыми хочу поделиться.

Чтобы из отснятого материала получить высокий процент качественных снимков нужно медитировать во время съемки. Не пугайтесь, не смотря на то, что все, кто к нам попадает – тотально в нас влюбляются, мы не секта. Медитация это просто удобное для меня название процесса сосредоточения на том, что я в данный момент делаю.

Итак к делу. Я хочу поговорить о распространенной ошибке, которую мне периодически приходится наблюдать у фотографов и “ораторов”.

Мы смотрим в видоискатель, обнаруживаем в поле зрения объект съемки, представляем у себя в голове кадр с этим объектом и начинает строчить кадры, быстро нажимая на кнопку, в надежде на то, что один из кадров случайно совпадёт с нарисованной в голове картинкой. При этом внимание направлено не на реальную картинку в видоискателе, а на образ в голове. В результате то, что действительно происходит в видоискателе мы видим в общих чертах, и даже не всегда отслеживаем куда попала точка фокусировки, а потом удивляемся, как мы не заметили “рога” или некрасиво обрезанные конечности.

Такую же работу сознания мы можем часто наблюдать у людей “не умеющих объяснять”. Человек говорит сбивчиво сам себя прерывает в середине фразы, перескакивая “на другую дорожку” мыслительного процесса. Этот человек разговаривает не столько с вами сколько  с самим собой. Он начинает говорить фразу и в тот момент, когда сам для себя её сформулировал перескакивает на следующую, ну а чего продолжать, ему же уже всё понятно.

Для того, чтобы понятно объяснять нужно сосредоточиться, вернуться из внутреннего мира в реальность и начать рассказ все время представляя себя на месте человека, который вас слушает, и у которого в голове нет ваших мыслей не высказанных вами в слух. Тогда объяснение вероятнее всего будет понятным и доступным.

Так же и с фотографией. Вернитесь в реальность. Перед тем как нажать кнопку оцените не представляемую вами картинку, а то насколько гармонично и красиво то, что в данный момент находится в рамке видоискателя, включая задний план.

Лирическое отступление.

“Выпадение” из действительности во  внутренний мир, это как ни странно работа инстинкта самосохранения. Чем быстрее мы реагируем на окружающий мир – тем больше шансов выжить. Каждый раз сканировать заново информацию об окружающих нас объектах долго, значительно быстрее вызвать образ из подсознания.

Когда человек видит новый объект, который много раз видел до этого, он пробегает взглядом по самым контрастным линиям объекта. Как правило это линии контура объекта, контрастирующие с фоном. Как только мы опознали фигуру – из подсознания всплывает вся информация об объекте, мы не сканируем его (объект) заново. Опознали объект, всё, сознание готово переходить к следующему. И переходит, поскольку чем больше объектов мы опознаем, в единицу времени, тем больше шансов выжить. А детали объекта не столь важны для выживания. Именно поэтому мы иногда не можем найти ключи, которые лежат перед нами на столе, а стол – то мы “осмотрели” уже несколько раз. На самом деле наши мысли чем-то заняты, стол мы увидели “контурно”, а в шаблоне нашего подсознания на столе нет ключей.

Но когда мы сосредотачиваемся включаем ресурсы нашего сознания и возвращаемся в реальность, мы сканируем стол и таки находим ключи.

Так в результате работы инстинкта самосохранения включается “контурное” мировосприятие, формируя у нас шаблоны и стереотипы.

Для полных… заучек (таких как я) расскажу еще, что в роли “контура” может выступать не только визуальный раздражитель, это могут быть тактильные или вкусовые ощущения, запах. И именно поэтому дети изучают окружающий мир всеми доступными способами в том числе и пробуя на вкус, всё что попадается в руки. Они формируют базу объектов из которой потом информация будет вызываться “контуром”.

Ну а, чтобы немного разбавить вышенаписанное занудство, а заодно убедить вас в моих словах прочтите это:

К концу текста вам стало легче читать, поскольку у вас сформировался шаблон и вам уже не нужно заново сканировать каждый символ.

Вывод.

Возвращайтесь в реальность во время процесса съемки не улетайте мыслями в представляемую картинку, оценивайте ту, что  сейчас перед вами в рамке видоискателя. Эта медитация позволит вам увеличить процент качественных фотографий, лучше объяснять и вообще делать качественнее любую работу.

05.12.2013
Борис Крупник

P.S. Приходите к нам на курсы фотографии, мы еще поговорим о психологии восприятия изображений. “Живьем” это будет интересно и даже весело. Никакого унылого занудства в нашей фотошколе.