В предыдущей публикации о пресс-конференции Бориса Гребенщикова мы обещали фотографии с концерта группы “Аквариум”.
Выполняем. В этой публикации вы сможете не только увидеть фотоработы с концерта, но и прочитать статью “Об особенностях сценической съёмки”. Автор фотографий и текста – Алёна Чумакова.
Приятного просмотра и полезного прочтения.
Об особенностях сценической съёмки
Сценическая съёмка – увлекательное и нелёгкое дело. И даже если вы не планируете специализироваться на съёмке рок-звёзд или театральной съёмке, каждому фотографу всё равно стоит овладеть тонкостями этого искусства – хотя бы для того, чтобы лично для себя сделать качественные снимки любимых вами актёров или певцов.
Сразу сделаю оговорку, что я не специализируюсь на сценической съёмке. Есть хорошие мастера, которые имеют и постоянную практику и соответствующее техническое оснащение. Например, любителям рок-музыки советую посмотреть работы моёй знакомой Светланы Бобровой – http://svetlanabobrova.ru/.
Но всё же кое-что я уже прошла на собственном опыте. И если вам понравились мои снимки с концерта, тогда возможно некоторая информация о самой съёмке тоже будет интересной и полезной.
1. РАЗРЕШЕНИЕ НА СЪЁМКУ
Съёмка любого сценического действия (спектакля, концерта и т.д.) требуют разрешения. Условно все мероприятия можно разделить на три группы:
1. Концерты или спектакли звёзд “международного масштаба” – интересно снимать легендарных людей; НО: нужна аккредитация, которую не так просто получить; время съёмки часто ограничено (3 песни или около 15 минут).
2. Регулярные спектакли из репертуара городских театров, местные профессиональные концерты – при наличии у вас нормальной техники и портфолио туда несложно попасть; фотографа порадует хорошее оформление сцены и постановочный сценический свет.
3. Самодеятельность различного рода, выступления на импровизированных сценах, в кафе и т.д. – зачастую коллективы рады вниманию фотографа, но могут быть проблемы с оформлением сцены (посторонние предметы, загруженность заднего плана), могут быть проблемы со светом (полумрак помещения, отсутствие постановочного света и световых акцентов).
Для получения доступа к сцене с фотоаппаратом необходимо найти человека, который отвечает за разрешение на съёмку (режиссер, коммерческий директор или специалист по связям с общественностью): представляетесь профессиональным фотографом и узнаёте их обычную процедуру.
Иногда можно получить разрешение на съёмку всего представления, на предварительное посещение места съёмки, на свободное перемещение по залу (фотограф сам должен понимать, что его работа не должна мешать зрителям). Такие вольготные условия для фотографа обычно бывают на местных либо любительских представлениях.
Чем больше звёздность и популярность выступающих, тем сложнее со съёмкой: аккредитация как представителя СМИ, чётко регламентированное место съёмки и ограничения в продолжительности разрешённой работы.
Конечно, можно рискнуть и снимать без заранее полученного разрешения. Но, во-первых, вряд ли общение с охраной прибавит положительных эмоций, во-вторых, не всегда есть возможность находиться прямо возле сцены (купить билеты в первом ряду или протолкаться через толпу поклонников на рок-концерте). Так что решать вам – я люблю всё согласовать заранее.
2. ПОДГОТОВКА К СЪЁМКЕ
Техническое оснащение
Практика показала, что объективом с фокусным расстоянием до 70мм можно снять лишь общий или средний план (несколько артистов). Для выразительной съёмки одного артиста необходимо фокусное расстояние от 135 мм (это при условии возлежания на краю сцены) и выше. Хорошо, конечно, иметь зум 200-400 мм или что-то подобное. Но это уже «кто на что горазд». Если в вашем арсенале пока только нормальный зум-объектив (24-70мм или 18-55мм для фотоаппаратов с кроп-фактором 1.6, 1.5), тогда советую поискать у знакомых и взять на съёмку что-то «подлиннее».
Освещение на сцене обычно слабое (кроме съёмки мероприятий днём на улице), поэтому для нас важно, за счёт чего мы будем добиваться достаточной освещённости кадра. Большая светосила объектива в этом случае значительно облегчит жизнь фотографа, а хорошее качество и большой размер матрицы позволит использовать высокие значения ISO без значительной потери детализации изображения.
На всякий случай напомню, что использование вспышки практически всегда запрещено.
Осмотр места съёмки
Если это возможно – обязательно посетите место съёмки. Это можно сделать или заблаговременно, либо просто приехать на 30 минут раньше представления и походить по пустому залу.
Что смотреть:
- Устройство зрительного зала: ширина проходов, расположение зрительских мест, угол наклона зрительного зала (чтобы при перемещении точно знать, что не мешаете зрителям).
- Устройство сцены – высота сцены, расположение сценического оборудования (софиты, колонки и т.д.), наличие оркестровой ямы, наличие ступенек на сцену (с боковых может быть будет удобно снимать – и не снизу, и зрителям не мешаешь), декорации (если они уже стоят).
В результате такого осмотра вырисовываются места, с которых вам будет удобно снимать: нужная крупность плана (предусматриваем и крупный и общий план), хороший фон, нужная высота точки съёмки, удобство для зрителей.
3. СЪЁМКА
Освещение на сцене часто имеет такую специфику: тёмная сцена и локальное освещение софитами (в одном или нескольких местах). Получается, что освещение не просто слабое, но и очень контрастное. А значит, есть большая вероятность, “невместить” весь динамический диапазон снимаемой сцены в реальный кадр. Другими словами: очень вероятны провалы в тенях или светах.
Провал в тенях в данном случае не так страшен – он обычно на заднем плане. А вот пересветы мы должны трепетно контролировать, ибо они как раз окажутся на снимаемом человеке. Вам нужно белое пятно вместо лица «виновника торжества»? Однозначно нет! Поэтому помним: важно замерять экспозицию по лицу основного человека в кадре.
Многие профессионалы при сценической съёмке используют полностью ручной режим. Но я разработала свой способ для съёмки в условиях слабой освещённости. Если вы молниеносно реагируете на изменение освещённости и ловко владеете корректировкой параметров в мануальном режиме, то приведенная ниже информация вряд ли вам будет полезна. Если же нет, то возможно мой опыт будет полезен.
Так как освещение слабое, то нам нужно выкручивать нормальное экспонирование с помощью параметров съёмки.
Выдержку подбираем в зависимости от фокусного расстояния объектива (чтобы не было шевелёнки) и с учётом активности людей на сцене (чтобы не было смаза). Например, подобрали выдержку 1/160. Более короткая выдержка – трата драгоценного света, менее короткая – был бы смаз.
Диафрагма – максимально открытая (минимальное диафрагменное число, доступное для данного фокусного расстояния). Но следите за тем, чтобы ГРИП не оказалась слишком маленкой, например если у вас длиннофокусный объектив и есть возможность делать портреты крупным планом. При портрете человека в полный рост ГРИП при максимально открытой диафрагме, как правило, вполне хватает для резкого изображения самого человека. Прикрытие диафрагмы в таких условиях приводит к потере света, а значит к увеличению ISO. Общие и средние планы можно ловить с небольшим разбросом удалённости актёров от фотоаппарата – легче попасть и в зону резкости, и в зону освещения софитами.
Под выбранную выше экспопару (например: 2.0, 1/160) подбираем минимальное значение ISO. Чаше всего самым важны и одновременно самым ярким местом на всём снимке будут актёры – они обычно освещены софитами. При большом световом контрасте, как мы уже говорили выше, приходиться чем-то жертвовать. Поэтому в приоритете у нас лица, а задний план – осознанно отпускаем в темноту. Исходя из этого подбираем ISO: например, 800.
А теперь нюанс: актёры двигаются, свет меняется. Поэтому при изменении освещённости появляется потребность в корректировке экспозиции. Если этого не сделать, то могут появится завалы. Причём лично я не всегда успеваю налету менять настройки, и иногда могу получить неприятность в виде заваленного в белизну лица. Тёмное вытянуть сложно, но можно. А вот с белым лицом бороться тяжеловато.
Именно поэтому я себя немного перестраховываю. Выставляю режим «Приоритет выдержки» и выбираю подобранную мною выдержку: 1/160. Задаю выбранное ИСО – 800. Выбираю частичный способ замера экспозиции (по лицам). Коррекция экспозиции – минус 0,33 (перестраховка от пересвета лиц).
Что при этом происходит: практически всё время фотоаппарат выбирает минимальную диафрагму (например, 2.0) , так как при расчёте я увела снимок в небольшой минус. Но если вдруг света больше расчётного, то диафрагма автоматически прикрывается, что спасает от пересветов. Если при экспресс-просмотре я вижу, что многие кадры с увеличенным значением диафрагмы, то я уменьшаю ИСО. Если кадры в основном тёмные – то увеличиваю ИСО. Если кадры нормальной освещённости и почти все с диафрагмой 2.0 и только некоторые имеют значения больше, чем 2.0, тогда всё в норме.
Мой способ, конечно, не идеальный. Но он работает. Я трачу время для первоначальной настройки. А затем отдаюсь процессу «ловли эмоций», периодически проверяя правильность экспозиции по индикатору в видоискателе и по анализу гистограмм сделанной серии снимков.
Надеюсь, что статья оказалась полезной. Желаю всем технически качественных и эмоционально насыщенных сценических снимков!
Автор снимков: Алёна Чумакова
Автор текста: Алёна Чумакова