Я считаю, что хороший портрет обязательно рассказывает историю или, как минимум, передает яркие эмоции. Если попросить человека посмотреть в камеру и улыбнуться, чаще всего вместо искренней тёплой улыбки получается натянутая маска.

Он просто складывает мышцы так, чтобы губы растянулись. Обычно этот портрет никому не интересен, кроме самого человека на снимке. А ведь хочется чего-то яркого, например, как портреты Ямана Ибрагима.

Вопрос “как” для меня всегда актуален. Я люблю снимать в этом жанре, и для того, чтобы добиться от человека выразительности – объясняю, что “складывание мышц” в гримасу имитирующую злость не включает все мимические мышцы, и зрителю хорошо видна наигранность.

А для того, чтобы фотография ожила, нужно прочувствовать эмоцию, реально её испытать. Тогда всё включится и сложится. Чтобы человек при фотографе начал искренне играть (если он не актер) нужно время на общение, на то чтобы он начал доверять фотографу, на то чтобы не стеснялся открыться.
Обычная картина, когда человек перед камерой – он просто стесняется быть искренним. А вдруг не получится, и он будет выглядеть глупо?!
Если человек не привыкший к сцене попадает за кулисы на радио или телевидение. его часто удивляет, то как люди, без стеснения бродят по коридорам, громко и выразительно разговаривая с невидимым собеседником, отрабатывая свой текст и дикторские навыки. И удивляет его, прежде всего то, что они не стесняются.
Иногда общение с тем, кого я фотографирую, начинается с преодоления сдержанной улыбки. Наверняка все фотографы знают, как некрасиво смотрится в кадре выражение: “Я улыбаюсь, но я скромная, поэтому я сдержу улыбку”. Я говорю об этом, человек меня слышит, смысл моих слов ему ясен, но в ближайшие пол часа улыбнуться мне искренне, открыто и до конца он не согласен.
Искренность, прямолинейность и образование психолога помогают мне манипулировать людьми, а так же добиваться на съемочной площадке эмоций. На это может уйти несколько встреч. Бывает, что и не получается вовсе, если человека интересует не столько хороший портрет, сколько факт наличия картинки.

Вчера я попал на короткий мастер-класс Янины Немой, который она устроила для “пионеров” старшего отряда Авроры. И увидел, как Яна за 15 минут “зажгла” то, что я стремлюсь увидеть в глазах человека, когда фотографирую его. Обычно я прошу человека включить эмоцию. Яна поступила по другому. Она предложила тем, кто пришел на МК поразмышлять о любви. Не выражать эмоцию мимикой, а говорить (не вслух), вести внутренний диалог или монолог. Лица преобразились.
Ниже пара репортажных фотографий того момента, о котором я рассказал.

 

Ну вот, с вами поделился наблюдением, теперь пойду отрабатывать навык на кошках…

Борис Крупник
30.06.2013