ЭКСПОЗИЦИЯ. ЧАСТЬ 1.

ОСВЕЩЁННОСТЬ СНИМКА

Экспозиция – это не отдельная настройка, а общее количество света, которое фиксируется камерой во время съемки.

В фотоаппарат встроен экспонометр. Именно он и определяет, сколько света нужно для нормального освещения кадра.

Фотоаппарат считает, что определённая им экспозиция – правильная. И она приравнивается к нулю. Это обозначается так: 0 EV.

Если света больше, чем нужно, то снимок будет пересвеченным (переэкспонированным). И это будет обозначаться: +1EV или +2EV.
А если света недостаточно, то снимок будет тёмным (недоэкспонированным). И обозначаться это будет со знаком минус: -1EV или -2EV.

Если снимок неправильно освещён, то это чаще всего приводит к браку изображения. На снимке появляются зоны, в которых теряется информация.

Правильность экспонирования нужно контролировать. Это всегда можно отслеживать во время съёмки. В фотоаппарате есть шкала экспозиции.

На шкале цифрами отображается ступень (или шаг) экспозиции – изменение количества света в 2 раза. Значение «1» соответствует освещённости в 2 раза больше, чем освещённость «0». А «0», в свою очередь, в 2 раза светлее «-1». Между освещённостью «-2» и «0» разница в две ступени экспозиции, то есть в 4 раза.

Такая шкала экспозиции с оценкой реальной ситуации появляется после полунажатия на спуск.  И отображается в фотоаппарате под изображением в видоискателе и на экране. Естественно, что варианты внешнего вида такого отображения будут зависеть от модели фотоаппарата. В моделях, оснащённых вторым экраном, шкала будет демонстрироваться на обоих экранах.

КАК УПРАВЛЯТЬ ОСВЕЩЁННОСТЬЮ

Одно и то же количество света можно получить путём комбинирования трёх параметров: выдержки (время, на которое шторки открывают матрицу), диафрагмы (отверстие в объективе) и чувствительности матрицы.

Свет сначала попадает в объектив, где его интенсивность может регулировать диафрагма с помощью изменения своего диаметра. Далее свет проходит через затвор, который представляет собой шторки, открывающиеся на определенное время. И уже после затвора свет попадает на матрицу. Именно эти три элемента: диафрагма, затвор и матрица – отвечают за три главных параметра экспозиции. Диафрагма – за диафрагменное число, затвор – за выдержку, а матрица – за значение ISO (чувствительность).

ДИАФРАГМЕННОЕ ЧИСЛО

Диафрагменные числа – это математически высчитанные значения, и каждое из них условно соответствует определённому положению диафрагмы (вспоминаем 1-й урок).

Напоминаем, что между числом и фактическим диаметром зависимость обратная. Значит, чем меньшее число вы выбираете, тем шире открывается диафрагма (тем больше света попадает в кадр). Чем больше диафрагменное число, тем меньше света попадает на матрицу.

Ниже приведены значения диафрагмы. Верхний ряд – это основные значения, которые отличаются друг от друга по освещённости на 1 ступень (1.4 в два раза светлее 2.0). Второй и третий ряд – это промежуточные значения. Фотограф в работе использует все значения – это помогает более тонкой настройке. С учётом основных и промежуточных значений, между доступными значениями диафрагмы разница в освещённости – 1/3 ступени экспозиции (можно в настройках поменять шаг экспозиции на  1/2 ступени).

Значение диафрагмы влияет не только на освещённость. От значения диафрагмы зависит степень размытия заднего плана и глубина резко-изображаемого пространства (ГРИП подробно разбирается на 3-м уроке).

Чем меньше значение диафрагменного числа, тем больше размыт задний план. Чем больше диафрагменное число, тем резче задний план.

ВЫДЕРЖКА

Выдержка – это время, на которое физически открывается затвор. В это время свет беспрепятственно  «льётся» на матрицу. Выдержка измеряется в секундах. Доступный диапазон значений может отличаться у разных моделей камер, но обычно крайние значения: сверхкороткая выдержка 1/8000 секунды и длинная выдержка 30 секунд.Значение выдержки может по-разному отражаться в фотоаппарате. Посмотрите справа, как правильно читать выдержку (секунды и доли секунд).

Разница в освещённости между значениями выдержки аналогична значениям диафрагмы. Верхний ряд – это основные значения, которые отличаются друг от друга по освещённости на 1 ступень (1/2 – в два раза светлее, чем 1/4; полсекунды – в два раза светлее, чем четверть секунды). Второй и третий ряд – это промежуточные значения. С учётом основных и промежуточных значений, между доступными значениями выдержки разница в освещённости – 1/3 ступени экспозиции (можно в настройках поменять шаг экспозиции на  1/2 ступени).

Значение выдержки влияет не только на освещённость. От значения выдержки зависит степень «заморозки» или «смаза» движения.

ЭКСПОПАРЫ

Вы, скорее всего, заметили, что и диафрагма, и выдержка имеют аналогичный шаг изменения экспозиции. А это значит, что варианты одинаковой освещённости можно сделать с помощью комбинирования  этих двух параметров. Рядом приведена таблица, в ней одинаковая освещённость показана одним цветом.

Если Вы хотите управлять резкостью заднего плана, то стоит взять нужное значение диафрагмы и подобрать выдержку, которая будет давать нужное освещение.

Если Вы хотите управлять степенью «заморозки» или «смаза», то отталкиваться нужно от необходимой выдержки, а далее подобрать диафрагму, при которой кадр будет нормально освещён.

А что делать, если Вам необходимо зафиксировать и выдержку, и диафрагму, но при этом кадр получается неверным по экспозиции? Тогда в дело вступает светочувствительность.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (ISO)

Светочувствительность матрицы влияет на качество изображения: при повышении чувствительности снимок можно сделать такой же освещённости, но с меньшей затратой света и с появлением шумности изображения.  Светочувствительность устанавливается в единицах ISO. В целом эта настройка осталась с «пленочных» времён, когда каждая фотопленка имела свой уровень чувствительности к свету. В случае с цифровой матрицей технология изменилась, но принцип остался тем же: чем выше значение, тем быстрее регистрируется свет.

Вы догадались, что изменение освещённости тоже происходит в соответствии со ступенями экспозиции. Зелёным выделены основные значения, которые отличаются друг от друга по освещённости на 1 ступень (ISO 200  в два раза светлее, чем ISO 100). Второй и третий ряд – это промежуточные значения. С учётом основных и промежуточных значений, между доступными значениями ISO разница в освещённости – 1/3 ступени экспозиции (можно в настройках поменять шаг экспозиции на  1/2 ступени; в некоторых камерах доступны только основные значения).

Значит, при необходимости на освещённость кадра мы можем влиять, изменяя значение ISO. В таблице, приведенной ниже, хорошо видно, как будет меняться изображение при изменении каждого параметра.

ЗНАЧЕНИЯ ВЫДЕРЖКИ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Влияние значения выдержки на изображение очень велико. Огромное количество технических и художественных приёмов построено на успешном управлении выдержкой. Рассмотрим основные вопросы, связанные со временем открытия затвора.

“ШЕВЕЛЁНКА” ИЗОБРАЖЕНИЯ

ШЕВЕЛЁНКА – это смаз изображения при съемке статичного объекта, вызванный движением (сотрясением) камеры.

КАК ЛЕЧИТЬ «ШЕВЕЛЁНКУ»?

 

  1. ВЫДЕРЖКА ПРИ СЪЁМКЕ С РУК

Знаменатель выдержки при съемке с рук должен быть больше значения эквивалентного фокусного расстояния. Например, при использовании полнокадрового фотоаппарата на фокусном расстоянии 80мм комфортная выдержка должна быть не длиннее 1/80 с. При использовании фотоаппарата с «кропнутой» матрицей при этом же фокусном расстоянии выдержка должна быть не длиннее 1/120 с. (1/(80*1,5)).

Это правило относительное, реальные значения могут варьироваться в зависимости от физических особенностей человека.

 

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАБИЛИЗАТОРА ИЗОБРАЖЕНИЯ

Стабилизатор позволяет использовать выдержки ориентировочно на 2 ступени длиннее, чем вы можете себе позволить при «невооружённой» съёмке с рук. Если брать пример с фокусным расстоянием 80 мм, то на полнокадровом фотоаппарате стабилизатор изображения поможет вам увеличить выдержку с 1/80 c до 1/20 (приблизительно). На матрице с кроп-фактором 1,5 на фокусном расстоянии 80 мм со включенным стабилизатором Вы сможете сделать резкий кадр на выдержке 1/30.

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШТАТИВА (блокировка зеркала, использование пульта или тросика).

Используя штатив, Вы избавляете себя от любых сотрясений и микровибраций. Это позволяет использовать выдержки любой продолжительности, в том числе сверхдлинные.

.

СМАЗ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Степень размытия или заморозки движущихся объектов контролируется только значением выдержки.

Конкретное значение выдержки зависит от скорости движения объектов в кадре и от тех целей, которые вы перед собой поставили.

Для того, чтобы вам было от чего отталкиваться, мы привели приблизительные значения для «заморозки» разных движущихся объектов.

1/80 – позирующий человек.

1/125 – приемлемая выдержка для съемки не очень динамичных сюжетов (пешеходов, играющих детей или бодрствующих младенцев).

1/250 – Применяется для съемки умеренно динамичных сюжетов, включая бегунов, пловцов, велосипедистов, двигающихся с умеренной скоростью, скачущих вдали лошадей, парадов, бегущих детей, гребцов, футболистов и бейсболистов, находящихся на достаточном удалении от точки съемки.

1/500 – Рекомендуется для съемки динамичных сюжетов: бегущих спортсменов, конных скачек на умеренном расстоянии, прыгунов с трамплина, мчащихся мотоциклистов, автомобилей на улицах города или баскетболистов. Применяется для съемки не самых динамичных сюжетов.

1/1000 – Рекомендуемое значение выдержки для съемки автомобильных или мотоциклетных гонок, самолетов, скутеров, легкоатлетических соревнований, прыгунов с трамплина и игроков в гольф.

1/2000 – Наилучшая выдержка для съемки сюжетов на соревнованиях по мотоспорту, теннису и других сюжетов, когда движения спортсменов неуловимы для глаз.

РЕЖИМЫ СЪЁМКИ